Интервью с медиатором

Ноя 10

Интервью с медиатором

Зачастую решение вопросов в суде требует больших моральных и материальных затрат. Альтернативный метод решения споров — досудебная практика. О том, насколько эффективна и популярна медиация сейчас, поговорили с Рузанной ЕСЕНТЕМИРОВОЙ.

-Как вы пришли в медиацию?
— В профессию пришла в 2016 году, надо сказать, совершенно случайно. Я была в декретном отпуске, и один мой хороший знакомый юрист в разговоре между делом сказал: «А почему бы тебе не выучиться на медиатора?». На тот момент я была главным консультантом в юридической консалтинговой компании и часто посещала суды, представляя интересы клиентов. Честно говоря, после нескольких лет работы стала разочаровываться в судебной системе и больше не хотела этим заниматься, поэтому вопрос друга засел в голове. Я стала изучать информацию о медиации, так как раньше ничего об этом не слышала, кроме того, что это альтернативная процедура урегулирования конфликтов. Поскольку в тот момент не работала (находилась в декретном отпуске), я решила, что это отличная возможность получить новую профессию. С первого дня я поняла, что мне это интересно, а к четвертому дню уже была влюблена в медиацию.

— Почему выбрали именно это направление?
— Это же прекрасно, когда людям предоставляется возможность договориться и самостоятельно решить свой вопрос без суда. Ведь никто не решит вашу проблему лучше вас. Только вы знаете, как вам будет комфортнее, на что вы готовы пойти и чего никогда не допустите ради решения своего вопроса. Многие думают, что, обратившись в суд, они получат все, что хотят, но на практике в большинстве случаев иски удовлетворяются частично и не так, как хотелось бы сторонам. А самое главное, отношения портятся окончательно. Ведь в суде люди нападают и защищаются, а в медиации ведут переговоры.

— С какими вопросами, ситуациями чаще всего обращаются?
— На первом месте, наверное, возврат долгов и невыполнение обязательств по договорам. Затем семейные конфликты — раздел имущества.

— Какие навыки развивает эта профессия?
— Пожалуй, самый главный навык — умение не судить, а относиться к любой конфликтной ситуации объективно. Поясню. Попадая в конфликт или наблюдая его, мы склонны искать виноватых. И подходим к решению конфликта с точки зрения «Кто виноват?». Но самый главный принцип в медиации — это принцип независимости и беспристрастности, то есть умение подойти к любому конфликту абсолютно беспристрастно, не вставая на сторону одного из участников конфликта.

Так, чтобы не влиять на стороны никоим образом. Медиатор должен дать сторонам принять решение самостоятельно, только так оно будет лучшим для них. Ведь у каждого свое «счастье», и ваше понимание далеко не всегда совпадает с пониманием «счастья» другим человеком. Помимо этого, медиатор должен быть гибким, уметь слушать, быть сдержанным. И, конечно же, с опытом ты становишься немного психологом.

— Какие рамки очерчивает закон, регламентирующий деятельность медиаторов?
— Медиатор работает, подчиняясь Закону РК «О медиации», который подписан в 2011 году. В нем прописаны все принципы, процедуры и правила, которым должен следовать медиатор. Мы не должны нарушать принципы медиации, которых пять.

Как я уже сказала, это принцип независимости и беспристрастности.
Затем принцип конфиденциальности, то есть медиатор не имеет права разглашать информацию, ставшую известной в ходе процедуры медиации (за разглашение даже предусмотрена административная ответственность). Принцип равноправия сторон, который говорит о том, что стороны в медиации пользуются равными правами при выборе медиатора, процедуры, процесса, своей позиции в ней, способах и средствах ее отстаивания, при получении информации, в оценке приемлемости условий соглашения об урегулировании конфликта и несут равные обязанности.

На сессиях специалист должен уделять одинаковое количество времени и внимания сторонам.
Принцип добровольности. Нельзя обязать стороны прибегнуть к процедуре медиации. Если, к примеру, одна из сторон не согласна на медиацию, то она не состоится. Стороны добровольно выбирают медиатора и им нельзя навязать определенного специалиста. Стороны свободны в выборе вопросов для обсуждения вариантов взаимоприемлемого соглашения, как предусмотренного, так и не предусмотренного законом, не нарушающего права и охраняемые законом интересы сторон и третьих лиц. Медиатор обязан за этим следить.

И последний пятый пункт — это недопустимость вмешательства в процедуру медиации. Не допускается вмешательство в деятельность медиатора при проведении медиации со стороны государственных органов, иных юридических, должностных и физических лиц. В целом, сама процедура медиации достаточно гибкая.

Медиатор может встречаться отдельно с каждой стороной и совместно. Можно проводить медиацию по телефону и даже посредством иных дистанционных средств связи, если так удобно сторонам. Еще важно соблюдать баланс сил, чтобы соглашение об урегулировании конфликта (медиативное соглашение) работало в интересах всех сторон и было исполнимо.

— Кто в Казахстане может стать медиатором?
— Необходимо отметить, что деятельность может осуществляться как на профессиональной основе, так и на непрофессиональной. Профессиональным медиатором может стать любой человек, имеющий любое высшее образование, старше 25 лет, прошедший обучение по программе «Общий курс медиации» и вставший в реестр профессиональных медиаторов. Я являюсь профессиональным медиатором. На непрофессиональной основе могут осуществлять деятельность лица, достигшие сорокалетнего возраста и состоящие в реестре непрофессиональных медиаторов.

— Что мешает развитию медиации сейчас?
— Вы затронули очень больную тему для медиаторов. Мнения по этому вопросу очень расходятся, так как
на сегодняшний день медиацией, помимо профессиональных медиаторов, занимаются также судьи и непрофессиональные специалисты, и у каждого — своя правда. Но в одном наше мнение едино — это недостаточная информированность населения о сфере деятельности. Сегодня у нас нет курирующего
деятельность государственного органа, поэтому мы не получаем поддержку государства. Все пилотные проекты по популяризации медиации принадлежат Верховному суду РК, благодаря его усилиям медиация получила наибольшее освещение в последние годы. Однако это одновременно стало и камнем преткновения для развития досудебной или внесудебной процедуры. По большей мере население узнает о медиации только обратившись в суд, где судья предлагает сторонам решить ситуацию мирно и сам же ее проводит, таким образом, гражданам все равно приходится обращаться в суд. Однако смысл работы — это недопущение судебного разбирательства. В настоящее время мы вносим изменения в Закон РК «О медиации» и надеемся, что нововведения помогут нам сделать медиацию более популярной в нашей стране.

Фото из личного архива
Рузанны ЕСЕНТЕМИРОВОЙ

Читайте интервью со мой в свежем выпуске «Вечерняя Астана» или на сайте по ссылке: https://vechastana.kz/ne-dovodya-do-suda/